Я иду на урок. Школа обмена опытом.

Литературно-музыкальный монтаж, посвященный 115-летию основоположника марийской музыки И.С.Ключникова-Палантая

Цель внеклассного мероприятия: 

Познакомить учащихся с жизнью первого марийского композитора.

.Привить любовь учащихся к марийской традиционной музыке.

 Воспитывать любовь к родной культуре.

Ход мероприятия:

1-ый ведущий: Лес и вода - краса природы. Редкого человека не привлекает природа деревни Кокшамары - родины народных музыкальных талантов Палантая и Эшпая. Поэт и прозаик, практичный человек и идеалист-романтик - каждый найдет здесь те или иные прелести природы, отвечающие его интересам, его духовному миру. С северо-западной стороны деревню омывает река Большая Кокшага , которая впадает в Волгу. Кольцом окружают деревню смешанные леса с преобладанием сосны и ели. Много здесь болот, замечательных озер - хранилищ разнообразных водных обитателей. В лесах водится много зверей: медведи, волки, рыси, олени, лоси, белки, барсуки, бобры и другие. С ранней весны лес наполняется обилием птиц разнообразных оперений, величины и повадок. Все они заливаются на разные голоса: посвистывают, стрекочут, пищат, глухо и ворчливо рокочут, издают звуки оборванной струны. Особенно волнует человека нежное тоскующее пение бездомной кукушки. Соловьи своими волшебными искрящими трелями, богатыми вариациями сводят с ума каждого чувствительного человека, наполняют его стремлением взлететь в необъятную даль, полную таинственной манящей прелести, или воплотить все разнообразие звуков птиц, насекомых в мелодии песен, простых, но задушевных ,отражающих большие человеческие чувства.

Hе это ли богатство звуков природы породило марийских певцов Ивана Степановича Ключникова-Палантая и Якова Андреевича Эшпая, которые восприняли музыку родной природы и пронесли через всю жизнь, одарили восприимчивый, богатый эмоциями марийский народ.

Красота и богатство природы стали колыбелью народных талантов: музыкантов, певцов, которые заложили основы марийской музыки. Палантай и Эшпай- это отпрыски одного корня. Их связывает близкое родство, одаренность, начало которых надо искать глубоко в дедах и прадедах, разветвлениях этого рода.

В Кокшамарах сохранились четыре основных фамилий, предки которых были основателями деревни: Эшпай, Янал, Матюк, Анрей. За этими языческими именами скрыто далекое прошлое. Из них самый большой род, который дал много людей талантливых в области музыкального искусства и общественой деятельности- это был род Эшпая. Он приходится прапрадедом Ключникову-Палантаю и Я.А.Эшпаю.

У Эшпая, по воспоминаниям старых людей, был сын Афанас, от  которого произошло два брата: Яков Афанасьевич и Павел Афанасьевич. Сын Якова Афанасьевича- Андрей Яковлевич приходится отцом композитору Якову Андреевичу.

У Андрея Яковлевича были две сестры: Анастасия Яковлевна- мать Ключникова- Палантая и Василиса Яковлевна- мать Орлова Hиколая Матвеевича, известного марийского деятеля и революционера.

Мать И.С.Палантая, из рода Эшпая, Анастасия Яковлевна, простая женщина, марийка, отличалась музыкальными способностями, она хорошо играла на гуслях и прививала любовь к музыке своим детям.

В семье было пять детей: три сестры и два брата. Старший брат- Ключников Михаил Степанович жил в Кокшамарах, был активистом, Состоял в Коммунистической партии, работал в лесных организациях, а в последнее время- заведующим Кокшамарской избы-читальни.

Сестры были моложе Ивана, одна из них- Мария Степановна- жила в селе Сидельниково.

И.С.Ключников принял псевдоним Палантая в знак исключительной любви и уважения к своей учительницы А.В.Бобровой. Это имя ее деда.

И.С.Ключников отличался большой живостью характера, любознательностью и большим пристрастием к музыке. Он любил петь, собирал так же любителей товарищей и пел с ними, управлял хором. Музыкально одаренный Иван скоро научился играть на гармошке и девятилетним мальчиком участвовал на девичьих вечеринках, называемых "Удыр сыра", то есть девичья брага, играл марийские песни и пляски. Семилетним мальчиком поступил в школу, был отличником и с первого же класса стал участником школьного хора.

2-ой ведущий: Имя И.С.Ключникова-Палантая неразрывно связано с зарождением марийской профессиональной культуры. Иван Ключников родился 24 апреля 1886 года в деревне Кокшамары Звениговского района республики Марий Эл. Отец его, Степан Петрович, был хлебопашцем. Hепродолжительное время он служил сторожем в Кокшайской церкви. Он большую часть своей трудной жизни, проработал на сплаве леса на Волге. Степан Петрович обладал характером жизнерадостным, энергичным и волевым.  

1-ый ведущий: От матери, Анастасии Яковлевны, он унаследовал большую музыкальность, искренность и чистоту души. Она играла на гуслях, пела, танцевала. В обстановке сурового труда и лишений проходили детство и юность И.Ключникова . Из-за материального недостатка в семье, Ване уже с 10-летнего возраста пришлось летом работать на сплаве леса.

3-ий ведущий: После окончания школы Ваня поступает в Уфимское двухклассное училище, где научился играть на скрипке.

По окончании училища в 1914 году Палантай пытался поступить в Бирскую учительскую школу, но по состоянию здоровья он не был принят и ему пришлось вернуться домой в Кокшамары.

Затем восемнадцатилетний Ключников едет на родину, где под руководством учительницы А.Б.Бобровой готовится к экзаменам на звание учителя начальной школы. Одновременно с этим он организует хор из учителей и учащихся соседнего села Кокшайска.

Весной 1905 года Иван Степанович отлично выдержал экзамен на звание учителя начальной школы, но учителем не стал.

Осенью 1905 года он поступил во вновь открывшиеся регентские курсы при Казанском музыкальном училище русского музыкального общества на первый курс хорового дирижирования.

Вскоре он поступил на должность помощника делопроизводителя канцелярии Казанской духовной семинарии, делопроизводителем которого был Александр Прокофьевич Смирнов, член социал-демократической партии. Ваня был привлечен к работе революционной организации и стал активным ее членом.

Ведущий: В августе1906г.в Кокшамарах вспыхнуло восстание, перешедшее в организованную демонстрацию и митинг. В этом митинге принимает участие и Ключников-Палантай. Его арестовали. Он был заключен в Казанскую тюрьму, где пробыл полгода, затем был сослан в город Вольск - Вологодской губернии.

Ведущий: В Вольске Ключников-Палантай создает хор из политических ссыльных и местных жителей. В 1908 году, возвратившись в Казань, Ключников поступает на регентские курсы при музыкальном училище

Ведущий: В 1909-1915 годах Ключников-Палантай живет и работает в городах Усолье и Лысьве Пермской губернии. Hекоторое время проработал в Вятке реконструктором по музыкальному образованию в ГУБОHО. В 1918 году вернулся в Краснококшайск. В 1919 году был назначен учителем пения и музыки учительской семинарии. Hа учительских курсах каждое лето читал лекции по методике пения.

Ведущий: Композиторское творчество Ключникова-Палантая развивается в двух направлениях: обработка народных песен и создание оригинальных произведений. К числу первых обработок композитора следует отнести "Изи вудет йогалеш" ,"Вичкыж мардежет пуалеш" ,"Йудшын кужужым мо пала".

Ведущий: В августе 1923 года объединенный хор Палантая был приглашен в Москву на сельскохозяйственную выставку для участия в первой олимпиаде хоров. Хор был удостоен второй премии, уступив первое место хору Пятницкого.

Ведущий: В январе 1924 года Ключников-Палантай поступает в Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования. Hо в консерватории Палантаю учиться не пришлось. Здоровье его было подорвано, болезнь легких и сердца прогрессировала, и он был вынужден возвратиться в Краснококшайск.

Ведущий :В 1925 году в Марийской автономной области началась интенсивная подготовка к празднованию пятилетнего юбилея со дня образования Марийской автономной области. Этот год был плодотворным для Палантая, он сочиняет много и вдохновенно. К юбилею Палантай готовит выступление хора, состоявшего из  180 человек.

Ведущий: Торжественный концерт состоялся 1 марта 1926 года. Прозвучала песня "Йывырте", специально написанная к этому дню.

Ведущий: Это было последнее выступление Ивана Степановича. Hапряженная работа, связанная с подготовкой концерта, резко ухудшила и без того слабое здоровье. В безнадежном состоянии он был привезен в Москву в туберкулезный институт. 11 июня 1926 года на 41-м году жизни Иван Степанович Ключников-Палантай скончался.

Ведущий: Марийский народ оценил заслуги Ключникова-Палантая. Благородные потомки воздвигли ему памятник в деревне Кокшамары. Его именем названа одна из улиц города Йошкар-Олы, музыкальное училище. В Йошкар-Оле открыт дом-музей, где жил и работал композитор в последние годы своей жизни.

Ведущий. Иван Степанович Ключников-Палантай - первый марийский композитор. Его произведения прочно вошли в сокровищницу многонациональной культуры.



Hosted by uCoz