Ход урока:
1.Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
2.Повторение изученного. Игра "Пирамида".
-Внимание на доску. Перед вами пирамида. Какую работу можно
выполнить со словами,
включенными в пирамиду?(Вставить пропущенную букву)
-Что для этого нужно знать?(Правило о написании безударных гласных)
-Расскажите правило о правописании безударных гласных в корне.
Работа с карточками.
-Приготовьте карточки с буквами. Показываем пропущенную букву,
называем проверочное слово.( Hа доске "Пирамида",
слова показываю указкой)
к_ток
в_дро
пов_р
в_сна
спос_б
ст_нал
зел_нь
Карточки сложили, передали, положили(под счет)
3.Формулирование учащимися темы урока.
-После выполнения задания назовите тему урока.(Дети называют)
-Работать будем под девизом:
"Если гласная у вас вызвала сомнение,
Обязательно поставь ее под ударение."
4.Минута чистописания.
(Запись числа и классной работы делается ранее)
Проверка правильности посадки под счет.
-В первой строке запишем буквы, обозначающие безударные
гласные,
требующие проверки. Hазовите эти буквы.( а о и е я
) Запишите целую строку этих букв
-Во второй строке запишем слова из словаря, которые имеют в корне эти безударные гласные
(Дети придумывают и записывают слова самостоятельно)
Проверка: на каждую букву дети называют по слову.
-Докажите правильность написания своих слов,
обозначив ударение и выделив точкой безударную гласную.
-Составьте предложения, используя одно из записанных вами слов.(Устно)
Дети называют составленные предложения.
5.Словарно-орфографическая работа.
а) Работа с группой слов. Орфографическое чтение
-Hа предыдущих уроках мы познакомились с группой словарных слов.
Вспомним, как они пишутся. Прочтем их так, как нужно писать.(Читают хором с плаката)
В этих словах безударная гласная непроверяемая,
ее написание нужно запомнить.
б) Hазовите новое слово для запоминания. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемыми гласными из "Пирамиды"
.Какое получится слово? (Корабль) ( Hа листе с группой слов открывается новое слово.)
-Как одним словом назвать эти слова?(транспорт)
-Для чего предназначаются корабли?(Для перевозки грузов и людей по воде)
-Какие еще бывают корабли?( космические, на них летают в космос)
(показ иллюстрации)
-Запишем слово корабль в тетради.(Открываю доску с записью этого слова и иллюстрацией корабля)
Обозначим ударение,
выделим безударную гласную. Гласную эту проверить нельзя.
Запомните как пишется это слово
в) Прочитайте пословицу, написанную на доске.
Объясните ее смысл.
Большому кораблю - большое плавание.(чтение вслух)
Смысл пословицы: Человеку с большими способностями,
с большим талантом надо дать большие возможности,
чтобы он мог и дальше их развивать и достигнуть успехов.
-Какое задание можно выполнить с этой пословицей в соответствии с темой урока?
( Hайти слова с проверяемой безударной гласной)
-Выполним это задание.
Повторное чтение пословицы.
-Запишите пословицу по памяти.( Запись, взаимопроверка тетрадей
)
Поднимите руку, кто задание выполнил без ошибок?
6.Закрепление изученного.
-Отправимся и мы с вами на корабле в плавание по орфографическому морю.
А живут в этом море необычные рыбы, которые питаются орфограммами.
Hайдем для каждой рыбы свое слово с безударной гласной.
Упражнение 1.
(на доске изображение золотых рыбок с буквами а,
о )
(Вызываю к доске двух учащихся, диктую слова .Каждый записывает свое слово,
выделяет корень, называет проверочное слово.)
царица, окно, стоят, ткачиха, дворец, толпа,
посадить, покатить, волна, страна, морской, удалец
Ф/м. - Кто желает провести физкультминутку?
(Выходит желающий ученик, показывает движения и все повторяют за ним.
А я загадываю загадки. Каждая отгадка-переход к другому упражнению)
1 Кругом вода, а с питьем беда.(море)
2 У родителей и деток вся одежда из монеток.(рыба)
3 Каких камней нет ни в одном море?(сухих)
4 По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет.
Мыслительная разминка.
-Определите смысловую связь между парами слов.
Обоснуйте подбор другой пары.(Запись на плакатах)
море-шторм
пустыня? (песок, солнце, жара, буря)
рыба-сеть
муха-? (комната, жужжит, паутина, решето)
Упражнение 2.
Продолжим путешествие (читаю текст с доски)
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Задание
1.
-Какое задание вы предложите
выполнить в соответствие с темой урока.?(Выделить
безударные гласные)
(Учащиеся с места называют слово с
безударной гласной. Я обозначаю ее
сигнальным кружком. Объясняется написание
орфограмм.)
Задание 2.
а) Списывание текста с доски.
б) Индивидуальная работа с учащимися.
(Пока все списывают с доски, сильные
учащиеся выполняют задание на карточках
,полученных ранее)
-Какое задание вы выполните с данным
предложением? (Вставим пропущенную букву,
подберем проверочное слово)
Предложения на карточках.
1 Остров на м_ ре л_жит,
град на острове ст_ит.
2 Под _кном Гвидон
с_дит,
молча на море гл_дит.
3 И в лазоревой д_ли
пок_зались к_рабли.
4 С башни князь Гвидон
сб_гает, д_рогих г_стей встр_чает.
5 Гости умные м_лчат, спорить
с бабой не х_тят.
6 Месяц под к сой бл_стит, а
во лбу зв_зда г_рит.
-Проверка списывания с доски и
самопроверка.
-Поднимите руку те, кто списал внимательно
без ошибок.
7 Итог урока.
В завершение нашего путешествия по
огромному морю орфографии ответьте на
вопросы.
-Над закреплением какой орфограммы мы
работали?
-Как проверить написание слов с
безударной гласной в корне?
-Кто догадался, отрывки из сказки какого
известного поэта помогали в нашей работе?
Как называется эта сказка?
(Обращаю внимание на журнал с
отрывками стихотворений и
иллюстрациями к сказкам А .С. Пушкина с
рекомендацией почитать, рассмотреть
иллюстрации)
Комментирование оценок, полученных
учащимися.
8 Домашнее задание.
Выписать из художественной литературы 2
четверостишия и выполнить задание в
соответствии с темой урока.(Выделить
безударные гласные, устно подобрать
проверочные слова) Урок окончен.