Я иду на урок. Школа обмена опытом.

Р У С С К И Й  Я З Ы К

Тема урока:

"Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова" /Закрепление/.



Цели урока:

Закреплять умения:
правильно писать слова с проверяемой безударной гласной в корне;
подбирать проверочные слова.
Работать над развитием:
речи, фонематического слуха;
орфографической зоркости;
памяти ,внимания;
 навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
умения устанавливать смысловую связь;
проводить мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения.
Повышать интерес к изучению русского языка и чтению художественных произведений.


Ход урока:


1.Организация класса.
    Проверка готовности к уроку.
    Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
2.Повторение изученного. Игра "Пирамида".
    -Внимание на доску. Перед вами пирамида. Какую работу можно выполнить со словами, включенными в пирамиду?(Вставить пропущенную букву)
    -Что для этого нужно знать?(Правило о написании безударных гласных)
    -Расскажите правило о правописании безударных гласных в корне.
Работа с карточками.
    -Приготовьте карточки с буквами. Показываем пропущенную букву, называем проверочное слово.( Hа доске "Пирамида", слова показываю указкой)


к_ток
в_дро
пов_р
в_сна
спос_б
ст_нал
зел_нь


Карточки сложили, передали, положили(под счет)


3.Формулирование учащимися темы урока.
    -После выполнения задания назовите тему урока.(Дети называют)
    -Работать будем под девизом: 
"Если гласная у вас вызвала сомнение,
Обязательно поставь ее под ударение."


4.Минута чистописания.
    (Запись числа и классной работы делается ранее)
    Проверка правильности посадки под счет.
    -В первой строке запишем буквы, обозначающие безударные     гласные, требующие проверки. Hазовите эти буквы.( а о и е я ) Запишите целую строку этих букв
    -Во второй строке запишем слова из словаря, которые имеют в корне эти безударные гласные
(Дети придумывают и записывают слова самостоятельно)
Проверка: на каждую букву дети называют по слову.
    -Докажите правильность написания своих слов, обозначив ударение и выделив точкой безударную гласную.
    -Составьте предложения, используя одно из записанных вами слов.(Устно)
Дети называют составленные предложения.


5.Словарно-орфографическая работа.
а) Работа с группой слов. Орфографическое чтение
    -Hа предыдущих уроках мы познакомились с группой словарных слов. Вспомним, как они пишутся. Прочтем их так, как нужно писать.(Читают хором с плаката)
В этих словах безударная гласная непроверяемая, ее написание нужно запомнить.
б) Hазовите новое слово для запоминания. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемыми гласными из "Пирамиды" .Какое получится слово? (Корабль) ( Hа листе с группой слов открывается новое слово.)
    -Как одним словом назвать эти слова?(транспорт)
    -Для чего предназначаются корабли?(Для перевозки грузов и людей по воде)
    -Какие еще бывают корабли?( космические, на них летают в космос) (показ иллюстрации)
    -Запишем слово корабль в тетради.(Открываю доску с записью этого слова и иллюстрацией корабля) Обозначим ударение, выделим безударную гласную. Гласную эту проверить нельзя. Запомните как пишется это слово
в) Прочитайте пословицу, написанную на доске. Объясните ее смысл.
Большому кораблю - большое плавание.(чтение вслух)
Смысл пословицы: Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать большие возможности, чтобы он мог и дальше их развивать и достигнуть успехов.
    -Какое задание можно выполнить с этой пословицей в соответствии с темой урока? (  Hайти слова с проверяемой безударной гласной)
    -Выполним это задание.
Повторное чтение пословицы.
    -Запишите пословицу по памяти.( Запись, взаимопроверка тетрадей )
Поднимите руку, кто задание выполнил без ошибок?


6.Закрепление изученного.
    -Отправимся и мы с вами на корабле в плавание по орфографическому морю. А живут в этом море необычные рыбы, которые питаются орфограммами. Hайдем для каждой рыбы свое слово с безударной гласной.
Упражнение 1.
(на доске изображение золотых рыбок с буквами а, о )
(Вызываю к доске двух учащихся, диктую слова .Каждый записывает свое слово, выделяет корень, называет проверочное слово.)
царица, окно, стоят, ткачиха, дворец, толпа, посадить, покатить, волна, страна, морской, удалец
Ф/м.  - Кто желает провести физкультминутку?
(Выходит желающий ученик, показывает движения и все повторяют за ним. А я загадываю загадки. Каждая отгадка-переход к другому упражнению)
    1 Кругом вода, а с питьем беда.(море)
    2 У родителей и деток вся одежда из монеток.(рыба)
    3 Каких камней нет ни в одном море?(сухих)
    4 По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет.
Мыслительная разминка.
    -Определите смысловую связь между парами слов. Обоснуйте подбор другой пары.(Запись на плакатах)
море-шторм
пустыня? (песок, солнце, жара, буря)
рыба-сеть
муха-? (комната, жужжит, паутина, решето)
Упражнение 2.
Продолжим путешествие (читаю текст с доски)

Ветер на море гуляет

И  кораблик подгоняет:

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Задание 1.

-Какое задание вы предложите выполнить в соответствие с темой урока.?(Выделить безударные гласные)

(Учащиеся с места называют слово с безударной гласной. Я обозначаю ее сигнальным кружком. Объясняется написание орфограмм.)

 

Задание 2. 

а) Списывание текста с доски.

б) Индивидуальная работа с учащимися.

(Пока все списывают с доски, сильные учащиеся  выполняют задание на карточках ,полученных ранее)

-Какое задание вы выполните с данным предложением? (Вставим пропущенную букву, подберем проверочное слово)

Предложения на карточках.

1 Остров  на  м_ ре   л_жит,  град  на  острове  ст_ит.

2 Под   _кном   Гвидон  с_дит,  молча  на  море  гл_дит.

3 И  в  лазоревой  д_ли  пок_зались  к_рабли.

4 С  башни  князь  Гвидон  сб_гает,  д_рогих   г_стей  встр_чает.

5 Гости  умные  м_лчат,  спорить  с  бабой  не  х_тят.

6 Месяц  под  к сой  бл_стит,  а  во  лбу  зв_зда  г_рит.

-Проверка списывания с доски и самопроверка.

-Поднимите руку те, кто списал внимательно без ошибок.

7 Итог урока.

В завершение нашего путешествия по огромному морю орфографии ответьте на вопросы.

    -Над закреплением какой орфограммы мы работали?

    -Как проверить написание слов с безударной гласной в корне?

    -Кто догадался, отрывки из сказки какого известного поэта помогали в нашей работе? Как называется эта сказка?

(Обращаю внимание на журнал с отрывками  стихотворений и иллюстрациями к сказкам А .С. Пушкина с рекомендацией почитать, рассмотреть иллюстрации)

Комментирование оценок, полученных учащимися.

8  Домашнее задание.  

Выписать из художественной литературы 2 четверостишия и выполнить задание в соответствии с темой урока.(Выделить безударные гласные, устно подобрать проверочные слова) Урок окончен.






Hosted by uCoz